Во время ежегодной пресс-конференции 23 декабря президент России Владимир Путин дал оценку действиям руководителей регионов во время пандемии. Глава государства считает, что они справились с поставленными задачами на высоком уровне.
На борьбу с коронавирусом по всей стране буквально бросили все силы и средства. Чтобы достичь положительных результатов, федеральный центр наделил регионы дополнительными полномочиями. По такой же схеме действовали и другие государства, охваченные волнами опасной инфекции. Россия отличается от многих их них своими обширными территориями. Следовательно, нужен был особый подход к решению проблемы.
– Страна большая, ситуация в разных регионах разная, по-разному складывается, и поэтому при общем руководстве со стороны федерального центра – и для этого была создана правительственная комиссия – нам нужно все-таки отдать на уровне регионов возможность тонко регулировать ситуацию в самом регионе, – объяснил российский президент. – В целом руководители регионов проявили себя в высшей степени ответственно, не боялись брать на себя сложных решений. Вот это взаимодействие между федеральным центром и регионами и дало необходимый, нужный нам результат.
Губернатор Оренбуржья Денис паслер ввел режим повышенной готовности 17 марта 2020 года. А оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения COVID-19 начал работать еще в феврале того же года. В этот штаб вошли не только медики и научные деятели, но и правоохранители, сотрудники надзорных ведомств, представители бизнес-сообщества и общественности. Это позволило изучить проблему с разных ракурсов, что помогало принимать правильные и взвешенные решения.
– Правительство региона в стратегии действий по борьбе с COVID-19 учитывает интересы предпринимателей. Так, в прошлом году нам удалось одними из первых вывести бизнес из затяжного локдауна, и минимизировать их потери. И в текущем году мы очень аккуратно подходим к введению жестких ограничительных мер, – рассказал Денис Паслер.
По мере развития ситуации, федеральный центр оказывал регионам существенную поддержку. Финансирование из федерального бюджета кратно увеличилось.
– Вот это взаимодействие между федеральным центром и регионами и дало необходимый, нужный нам результат, – подчеркнул Владимир Путин.
В Оренбургской области с начала пандемии бесперебойно продолжали работать организации непрерывного технологического цикла, предприятия, выполнявшие неотложные ремонтные работы, объекты торговли товарами первой необходимости и продуктами. Не прекращали свою работу и финансовые организации, медицинские учреждения, аптеки.
Решения о введении или снятии тех или иных ограничений в области принимались с учетом рекомендаций регионального управления Роспотребнадзора и минздрава. Все они основывались на данных анализа эпидобстановки в каждом муниципалитете. Взаимодействие с руководителями на местах проводилось в круглосуточном режиме.
– С сентября 2021 года оперативный штаб фиксировал существенный рост заболеваемости COVID-19 среди детей. Чтобы прервать цепочку распространения вируса, регион первым в стране перевел школьников на дистанционный формат обучения с 20 сентября. И уже через две недели заболеваемость начала снижаться. Перед началом второй учебной четверти мы провели выборочное ПЦР-тестирование школьников в Орске и Оренбурге, было протестировано около 5 тысяч учащихся. Это позволило оценить, как очное обучение повлияет на эпидситуацию в регионе, – сказал Денис Паслер.
Благодаря таким слаженным действиям и действующим в регионе ограничениям, удается контролировать ситуацию. Что, в свою очередь, помогает избежать полного локдауна, как это было весной 2020 года.
– Несмотря на рост заболеваемости осенью этого года, мы не допустили введение жестких ограничительных мер, которые бы ухудшили положение предприятий малого и среднего бизнеса. Оказывалась вся необходимая социальная и медицинская помощь. Снижение заболеваемости позволило сократить число «ковидных» коек, но – в случае необходимости – их можно развернуть за несколько часов, – подчеркнул глава Оренбуржья.
Он также отметил значение участия бизнес-сообщества в борьбе с коронавирусом и поблагодарил предпринимателей за оказанную помощь. Сами оказавшись в сложнейшей ситуации, они покупали аппараты ИВЛ для больниц, компьютерные томографы, кислородные концентраторы, расходные материалы. Одни из наиболее уязвимых в пандемийный период организации общественного питания организовывали бесплатные горячие обеды для медиков «красной зоны» и работников скорой помощи.
В области уже почти построили новую инфекционную больницу. Инициатором и главным спонсором этого строительства стал предприниматель и меценат Сергей Черный. Чья супруга трагически погибла от коронавируса. А компания «Металлоинвест» полностью закрыла потребности области в медицинском кислороде.