- Общество

Эвакуированные из подземелий «Азовстали» мариупольцы: «Два месяца не видели солнца»

В последних числах апреля и первых числах мая из подземных убежищ «Азовстали» эвакуировали мирных жителей Мариуполя. Выбравшись на свет божий, люди со слезами рассказывали журналистам о своем заточении.

С первого дня блокады завода российские военные многократно объявляли «режим тишины». Организовывали «гуманитарные коридоры». Но украинские боевики отказались выпускать мирных жителей из заводских бомбоубежищ. Людей запугивали тем, что те не дойдут, что их расстреляют. Причем предупреждали, что сами будут стрелять на поражение. А тех, кто, на свой страх и риск, все же пытался выйти, силой возвращали назад. Ног чудо свершилось – десятки людей, в том числе и детей, удалось вывести с территории завода.

Командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, рассказал в своем телеграмм-канале, как проходила эвакуация:

– Все эти дни, пока проводилась эвакуация гражданских с Азовстали, мы понимали, что даём противнику передышку и возможность перегруппироваться, но игнорировать факт, что там есть мирное население, мы не могли… 

Сколько еще людей осталось в подвалах, сказать крайне сложно. По словам генерального директора комбината Энвера Цкитишвили, таких укрытий там 36. Все они могут вместить порядка 12 тысяч человек.

– Страх безысходности, понимаете, загнали просто в клетку и не дают шанса спастись, – рассказала одна из спасенных журналистам РИА Новости. – В бункере не хватало кислорода. Но мы боялись из него даже нос высунуть. Два месяца темноты! Мы не видели солнца. Мы боялись. Наша семья решила, что на Украину мы не вернемся. Если и решим вернуться, то только в Мариуполь, но не на Украину. Украина, как государство, для меня умерло. 

Другая жительница Мариуполя рассказала, что им на 40 человек выдавали шесть банок консервов. Из них люди варили себе два ведра супа. Тем и выживали. Корреспондент телеканал «Известия» тоже пообщался в бывшими узниками «Азовстали». Нина Иванова смогла вместе с семьей выбраться оттуда:

– Насчет коридоров мы не знали. Насколько я знаю, мы же общались, у нас приличное количество людей было, что вроде бы как был «зеленый коридор». Но нам об этом никто ничего не говорил, – рассказала женщина.

Запуганные и полуголодные люди боялись своих «защитников» с каждым днем все больше. Все понимали, что украинские боевики используют их как «живой щит».